Что такое золотая фольга? Золотая фольга (сусальное золото)

Содержание
  1. Золочение
  2. Финишное покрытие
  3. Инструменты
  4. Сусальное золото: что это такое?
  5. Как изготавливают сусальное золото?
  6. Современное производство
  7. Отделка поверхностей золочением
  8. Сусальное золото – состав и толщина, как производят и технология нанесения на поверхности с видео
  9. Сусальное золото Русский стандарт
  10. Сусальное золото Раритет
  11. Сусальное золото Black Schmidt
  12. Как выбрать сусальное золото
  13. Отзывы
  14. Технология производства
  15. Раньше и сейчас
  16. Имитация золота
  17. Отличия сусального золота и потали
  18. Декоративное золочение своими руками
  19. Декоративное золочение
  20. Подготовка к декоративному золочению
  21. Золочение краской
  22. В золотом обрамлении — сусальное золочение
  23. Сусальное золочение
  24. Не все то золото, что блестит
  25. Золочение пленкой
  26. Золотые и серебряные блестки
  27. Золочение аэрозольной краской
  28. Еще одна идея к празднику
  29. Ремонт с помощью золотой пасты

Золочение

Что такое золотая фольга? Золотая фольга (сусальное золото)

Сусальное золото – натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности.

Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси.

Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.

), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п.

Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

Поталь – имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов.

Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота, при том, что её стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия.

В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листов, хлопьев и роликов.

Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием.

Поталь хорошо подойдет, если нужно сделать позолоту под старину или патинирование. Добиться золотого покрытия с «зеркальным блеском» можно только при использовании сусального золота. 

Также существуют сусальное серебро, серебряная и медная поталь. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Профессиональные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. Однако в обобщенном виде их делят на:

Клеевое золочение (золочение «на полимент», «золочение на левкасе», техника левкаса). Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном – деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон. Клеевой основой служит смесь из клея и мела — левкас.

Масляное золочение (золочение «на мордан», морданное золочение, лаковая позолота).    Применяется для позолоты предметов как внутри помещения, так и подверженных атмосферному влиянию. Чаще всего используется для позолоты резьбы и реставрации. Подходит для любых поверхностей.

Клеевой основой служит масляный клей — мордан.

Золочение “на смесях” Для любителей сегодня существуют облегченные способы. Клеем в этих методах служат готовые смеси (на водной основе, на спиртовой основе). Перед нанесением смеси надо покрыть основу любым грунтом, а затем отполировать поверхность. После чего наносят смесь в один или два тонких слоя. Когда смесь станет слегка липкой, приступают к наложению листов золота/потали. Пастообразный клей-грунт        Комбинированная смесь для любительского золочения, сочетает в себе свойства грунта и клея, поэтому при его использовании поверхность не требуется предварительно грунтовать. Как правило, используется для потали. Подходит для использования на любых абсорбирующих и не абсорбирующих поверхностях. Часто используется для трафаретной техники.

Болюс представляет собой специальный состав для грунтовки поверхностей перед золочением и максимального выравнивания поверхности. Используется для профессионального золочения. Болюс выпускается в различных цветах, что помогает подобрать его под цвет золота/потали. После нанесения болюса поверхности дают просохнуть несколько часов. Грунт, который чаще всего используется для подготовки к окраске или золочению деревянных изделий и оштукатуренных поверхностей. Гидратированный сульфат кальция, который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.

Смеси для любителей

Такие смеси обычно используются при работе с поталью.

Клей на водной основе (водно-акриловый) 

Также его называют молочком для золочения. Клеящий состав на водной основе, применяется только для работы внутри помещений. Не подходит для поверхностей, которые плохо впитывают воду – стекло, камень, металл. Этот клей хорошо подойдет начинающим, так как он прост в применении, не пахнет и разводится водой до нужной консистенции. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, как правило, достигает технологической липкости через 15-20 минут и остается пригодным для работы в течение 1 часа. 
 
Клей на спиртовой основе  Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.  Разбавляется спиртовым разбавителем. Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.          

Мордан (на масляной основе) Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий – 12 часов, быстросохнущий – 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов. Разбавляется уайт-спиритом. Кроликовый (кроличий) клей  Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.
Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.

Битумный лак

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Битумный воск

Пастообразный битум – плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Битум на водной основе

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.

Финишное покрытие

Лаки

Лак Мекка – защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) – нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше.

Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.

Руками к сусальным листкам не прикасаются – в противном случае последние прилипнут к подушечкам пальцев и будут непоправимо испорчены.

Каучуковые или резиновые кисти помогают аккуратно пригладить листовое золото к обрабатываемой поверхности, разгладить и убрать лишний воздух. Хорошо подходит для укладки листов в труднодоступные места, например, в местах с художественной резьбой. Также для приглаживания золота в труднодоступных местах подойдут беличьи и синтетические кисти.
Кисти-обметалки

При накладывании листы ложатся друга на друга внахлест, примерно через сутки позолоченную поверхность обметают кистью от излишков. Для этой работы подойдут кисти из козьего волоса или синтетические.

Подушка из натуральной замши незаменима для процесса золочения. Перед переносом на поверхность, листы золота/потали выкладывают на подушку, где они могут быть при необходимости разрезаны на фрагменты нужного размера.

Нож позолотчика 

Нож позолотчика используется для раскроя листов золота/потали на фрагменты нужного размера. Нож должен иметь гибкое стальное лезвие длиной примерно 15-19 см и специальную заточку со всех сторон.

Агатовые зубцы 

Применяются только при методе золочения «на полимент». Полировка производится через 2-3 часа после окончания работ по золочению. Не надавливая сильно, агатовым зубцом полируют поверхность до нужного блеска. Агатовые зубцы выпускаются в разных формах и размерах, что позволяет подобрать их под особенности поверхности, таких как, например, художественная резьба.

Шкурка

Шкурка требуется для подготовки поверхности для золочения. Шкурится сначала негрунтованный предмет, а после грунтовки шкуркой доводят грунт до идеальной гладкости. В процессе используются шкурки от среднего до тонкого зерна, водостойкие.

Нейлоновые перчатки

Перчатки понадобятся для того, чтобы пот с рук не окислял поталь.

Несмотря на то, что существует множество индивидуальных методов золочения с нюансами в приготовлении грунта и клеящего состава, можно выделить основные, общие для всех этапы золочения.  Перед тем, как приступить к золочению, поверхность грунтуют и выравнивают. Она должна быть максимально гладкой, так как при наложении золота/потали все неровности станут хорошо видны. 1. Лист золота/потали снимают с книжки и перекладывают на подушку с помощью ножа позолотчика. Также для перекладывания листа можно использовать и лампензель. 2. Ножом лист делится на нужные фрагменты. Размер фрагментов подбирается в соответствии с размером поверхности, которая будет покрываться позолотой. 3. На поверхность (или её часть), на которую будет наноситься позолота, наносится клеящий состав.  4. После того, как состав чуть подсохнет и станет липким (время индивидуально для каждого вида клея), фрагменты золота/потали снимают с подушки при помощи лампензеля и накладывают на эту поверхность.  5. Фрагменты кладутся внахлест. 6. Излишки потали обметают кистью из козьего волоса или синтетики.

  • #
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я

prev

next

Источник: https://www.peredvizhnik.ru/info_art/advices/zolochenie/

Сусальное золото: что это такое?

Что такое золотая фольга? Золотая фольга (сусальное золото)

Многие люди слышали о сусальном золоте, но что это такое и где применяется такой удивительный материал, для большинства остается загадкой.

Считается, что красивое название произошло от слова «сусаль», которое в переводе на современный русский язык означает «лицо». Традиционно сусальное золото использовалось для художественного оформления внешней (лицевой) стороны различных изделий, придавая предметам роскошный вид.

Материал представляет собой тончайшие листы драгоценного металла, которые предназначаются для отделки различных предметов и элементов архитектуры. Сфера применения сусального золота не ограничивается декорированием всевозможных поверхностей. Оно успешно используется в кулинарии, косметологии, приборостроении, производстве бытовой и промышленной техники.

Технология изготовления сусального золота известна человечеству с давних времен. Более 1700 лет его производят в китайской провинции Лон Тан. Среди российских мастеров прославились сусальщики Пошехонья Ярославской губернии.

Как изготавливают сусальное золото?

Золото является мягким и ковким металлом, обладающим чрезвычайной пластичностью, что позволяет расплющить его в тончайшие листы (до 1,5 мкн), не допуская при этом разрывов, трещин или иных дефектов материала.

Производственный процесс отличается сложностью и трудоемкостью. Каждое звено технологической цепочки обладает своими тонкостями и секретами и влияет на качество готовой продукции.

Все начинается с отливки бруска драгоценного металла. Его длина составляет 20, ширина — 5, а толщина — 1 см. Затем заготовку, используя специальное оборудование, раскатывают в длинную полоску (до 30 м). Ее разрезают на тонкие квадраты и складывают их в стопку, чередуя с листами специальной бумаги. Такая укладка называется книжкой. Она может содержать до 300 золотых листов.

Полученная стопка отправляется под молот для расплющивания. В процессе отбивки может быть нанесено около 2000 ударов. Это один из самых ответственных этапов производства. В результате материал должен расплющиться равномерно. Вмятины или утолщения недопустимы. В противном случае серьезно пострадают качество и долговечность позолоты.

Существует трансферное и свободное сусальное золото. Основное отличие данных видов заключается в способе прокладки драгоценных квадратов между листами. Трансферное золото наклеивается на листочки книжки, а свободное просто укладывается в стопку между бумажными листами. Для извлечения золотой пластины необходимо лишь достать ее из книжки и разместить на специальной подушке.

Свободное сусальное золото стоит дороже трансферного.

Современное производство

Традиционно осуществлялась ручная отбивка золотой книжки. Молотобойцы при этом могли рассчитывать исключительно на собственный глазомер. Отдельные мастера используют этот метод и в настоящее время. Однако достичь идеального результата при ручном способе отбивки практически невозможно.

Современное производство сусального золота полностью автоматизировано, что позволяет добиться удивительно равномерной толщины листов драгоценного металла, свидетельствующей о высочайшем качестве изделий.

В прежние времена на создание готовой книжки уходило несколько дней. Современный производственный цикл совершается в течение 10 часов.

Классическая технология предусматривала размещение перед отбивкой стопки квадратов в оправу, изготовленную из бычьих кишок, что сопровождалось неприятным запахом внутренностей животных. Сегодня для этих целей используют специальные пластмассовые формы, что ускоряет производственный процесс и делает его более гигиеничным.

Завершаются работы нарезанием лепешки металла, расплющенной в тончайшие листочки, на одинаковые квадраты, длина и ширина которых имеют один размер (9,5 см). Это так называемый русский стандарт.

Толщина готовых квадратов может варьироваться и составлять 0,36-1,6 мкн. Применение сусального золота предполагает использование материала определенной толщины. Для выполнения внутренних работ по оформлению мебели, предметов декора, икон, картин применяют самые тонкие листы. Для наружной отделки зданий и сооружений требуется более толстый материал.

Невысокая прочность затрудняет использование золота в чистом виде. Обычно оно применяется в составе сплавов с иными металлами. Показателем содержания золота в книжке является его лигатурный вес.

Отделка поверхностей золочением

Тончайшее сусальное золото обладает уникальной способностью прилипать к гладкой поверхности и удерживаться на ней за счет сцепления молекул, что обеспечивает возможность его успешного использования для оформления предметов интерьера, декоративных изделий и наружного украшения куполов церквей, фонтанов и других архитектурных элементов.

Прежде искусством золочения поверхностей владели лишь немногие мастера. Применение специальных современных составов и инструментов позволило существенно упростить процесс нанесения позолоты. Однако он остается довольно трудоемким и требует тщательного соблюдения технологии.

Существуют 2 распространенные техники нанесения сусального золота на обрабатываемую поверхность:

  • масляное золочение;
  • полиментный (клеевой) способ.

В первом случае создается матовая, во втором — блестящая поверхность.

Технологический процесс требует большого внимания и терпения. Профессиональные позолотчики наносят листовой материал на обрабатываемую поверхность таким образом, что стыки между листами невозможно разглядеть, а полученное золотое покрытие выглядит абсолютно гладким.

Цена сусального золота довольно высока, поэтому для декорирования поверхностей часто используются его имитации:

  • потали — сплавы меди и цинка, алюминия и серебра;
  • золоченая фольга;
  • набивной металл;
  • акриловые аэрозольные краски.

Дешевые заменители лишь напоминают золото, не обладают его свойствами и не способны в должной мере передать благородное сияние драгоценного металла.

Сусальное золото — незаменимый материал для реставрации старинных предметов, изысканного декорирования различных изделий и украшения архитектурных шедевров.

Источник: https://ToZoloto.ru/o-zolote/tipy/susalnoe-zoloto.html

Сусальное золото – состав и толщина, как производят и технология нанесения на поверхности с видео

Что такое золотая фольга? Золотая фольга (сусальное золото)

Известно, что сусальное золото – это тонкий золотой лист, который предназначен для нанесения позолоты на разные изделия для декоративных целей (часто можно увидеть, как используется сусалка на иконах), украшений предметов интерьера, отдельных деталей. Однако нанесение листа нередко бывает и без участия самого золота. Для имитации роскошного металла могут использовать поталь или другие металлические сплавы.

С древнерусского, слово «сусала» имеет определение – лицо, скула. Это связано с тем, что ранее сусальное золото использовали для покрытия только лицевой части предмета. Материал можно было заметить на иконах, статуях, других раритетах.

Сегодня покрытие сусальным золотом используют для того, чтобы сделать более яркими и богатыми разнообразные детали, украшения, поделки, мебель.

Чтобы изготовить такой лист позолоты, мастер должен расковать кусок металла в тонкую проволоку, а уже после ее раскатать в пластину 2-3 мм с лигатурным весом.

Может варьироваться состав такого материала и зависит от разной специфики производства. Например, в нем, кроме золота, могут быть серебро, медь, палладий, кадмий, цинк, никель. Если же добавлять лигатуру, то есть добавочный металл, то можно добиться разных оттенков и цветов сусальной позолоты. Она может быть желтой, красной, белой, зеленой, оранжевой и бледно-желтой.

В России этот материал соответствует ГОСТу и должен содержать обязательные компоненты в определенных количествах. Стандартное сусальное покрытие будет всегда 960 пробы.

На предприятии его укладывают в специальные книжки между листами особой бумаги. Книжка материала состоит из 60 квадратных листов, которые весят всего несколько г.

Руками листы трогать не стоит – они могут просто порваться. Состав сусального покрытия:

  • золото – 96%;
  • серебро – 1%;
  • медь – 1%;
  • прочее – 2%.

Немецкая компания по изготовлению сусального покрытия Норис на сегодняшний день входит в рейтинг ведущих производителей. Компания предлагает качественный товар на рынке России, а еще возможность купить золото в интернет-магазине. Рассмотрим самые популярные варианты ниже:

  • Название: чистый палладий Noris.
  • Цена: 2800 рублей.
  • Характеристики: одна книжка содержит 25 листов, размер 80х80 мм.
  • Плюсы: поддается полировке, не подвергается коррозии.
  • Минусы: только для интерьерного золочения.

Если Вы решили декорировать поверхность в интерьере, сделать ее более яркой и привлекательной, как нельзя лучше подойдет сусальное покрытие Noris «Цветовая карта»:

  • Название: сусальное покрытие Noris «Цветовая карта».
  • Цена: 2200 р.
  • Характеристики: покрытие прикреплено к папиросной бумаге; ширина выбирается заказчиком от 3 мм до 110 мм.
  • Плюсы: используется для обработки однотипных длинных поверхностей.
  • Минусы: цветовую карту можно приобрести, только если заказать.

Ровная поверхность хорошо поддается обработке при помощи золотых пластин. А что делать, если предмет не имеет ровных линий и с трудом поддается таким манипуляциям? Выход из положения – золотая пудра:

  • Название: золотая пудра Noris.
  • Цена: 12600 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 2 г; мелкодисперсный порошок пробы 960; продается в банках по 2 или 10 г.
  • Плюсы: отлично подходит для нанесения на неровные поверхности, из него хорошо готовить золотой лак.
  • Минусы: лучше применять только для небольших предметов.

Сусальное золото Русский стандарт

Классическая сусальная позолота, которая имеет ряд своих преимуществ. Например, материал марки Норис «Русский стандарт» ни в коем случае не стирается, не тускнеет и не окисляется.

Оно пластично и не теряет своих свойств годами. Если происходит позолота сусальным золотом ровной поверхности, то одной книжечки хватит на 0,5 метра предмета.

Что касается лепнины – рекомендуется рассчитать коэффициент сложности работы. Ниже приведено описание материалов:

  • Название: сусальное покрытие от марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 19300 р.
  • Характеристики: 60 листов 91,5х91,5 мм; 4 г, 23 карат.
  • Плюсы: прочный декоративный материал.
  • Минусы: товар можно приобрести только под заказ.

Еще один неплохой материал от торговой марки Норис «Русский Стандарт», отличается качеством и удивительно высокой прочностью. Из минусов – подходит только для ровных поверхностей:

  • Название: сусальный материал марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 9550 р.
  • Характеристики: 23 г, 2 карат.
  • Плюсы: надежный поталь, который рекомендуется использовать для помещений храмов или декорирования икон.
  • Минусы: тонкий материал, легко можно испортить.

Не менее популярной является трансферная позолота «Русский Стандарт», основное назначение которой – покрытие ровных поверхностей. Для неровных она категорически не подходит:

  • Название: трансферная позолота «Русский стандарт».
  • Цена: 3400 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 25 листов толщиной по 1,25 мм.
  • Плюсы: подходит для больших ровных поверхностей: потолков, стен; можно разрезать ножницами.
  • Минусы: не подходит для маленьких или неровных предметов.

Сусальное золото Раритет

ТМ Раритетъ, в отличие от предыдущих вариантов, хорошо подходит для работ с росписью, а также декорирования мелких деталей, предметов интерьера. Рассмотрим три варианта, которые предлагает производитель:

  • Название: золото творение от марки Раритетъ.
  • Цена: 1 г – 5100 р.
  • Характеристики: золотой металлический порошок, подходит для росписи икон и картин.
  • Плюсы: ложится штрихами на картине.
  • Минусы: только для мелких работ или росписи книг, картин, икон.

Хорошим вариантом для работ является цветная сусальная позолота. Найти ее сложнее, чем простую, стоимость материала тоже немаленькая:

  • Название: сусальная позолота цветная от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании производителя.
  • Характеристики: отражающий эффект создает невероятный блеск, предназначено для внешних и внутренних работ.
  • Плюсы: стойкое к атмосферным явлениям и погодным условиям.
  • Минусы: золото можно купить только под заказ

Если нужно покрыть большую поверхность, лучшим вариантом будет трансферная позолота, выгодная стоимость которой делает возможным декорирование объемных предметов:

  • Название: трансферная позолота от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании-производителя.
  • Характеристики: с трансферным золотом работать намного легче – оно подойдет даже для новичков в деле обработки и декорирования.
  • Плюсы: подходит как для больших объемов работы, так и для маленьких.
  • Минусы: больше подходит для ровной поверхности.

Сусальное золото Black Schmidt

Компания Black Schmidt начала свое производство материала в 2013 году. Производитель придерживается высоких стандартов в технологии изготовления золота и предоставляет широкий выбор товара, который можно использовать для масштабных объектов и маленьких предметов:

  • Название: покрытие для внутренних работ.
  • Цена: за 1,10 г – 6000 р.
  • Характеристики: подходит для обработки больших и малых декоративных работ.
  • Плюсы: можно использовать для оформления внутренних помещений храма, обработки куполов.
  • Минусы: нет.

Подобрать хорошее покрытие для внешних работ не так уж просто, но Black Schmidt предлагает и тут отличный вариант. Золото для внешних работ этой ТМ отличается высоким качеством и прочностью:

  • Название: золото для внешних работ.
  • Цена: от 6000 р.
  • Характеристики: вес от 1,80 до 4 грамм, можно заказать цветной вариант в таких оттенках: лунный, белый, красный, зеленый.
  • Плюсы: хорошо ложится на поверхность, устойчивое к природным условиям.
  • Минусы: рекомендуется использовать только специалистам, а новичкам для работы желательно применять другое сусальное покрытие.

Как выбрать сусальное золото

У разных производителей сусальное золочение особо не отличается, но некоторые виды материала подходят больше для внешних работ (оформления наружных помещений), а другие для оформления интерьеров, деталей, мебели.

Рекомендуется не заниматься отделкой поверхностей с помощью сусального покрытия, если вы не проходили обучения. Техника нанесения должна быть четкой и правильной, чтобы результат мог порадовать.

Вот некоторые рекомендации:

  • Если стоит вопрос покрытия сусальным материалом мелких и неровных поверхностей, то желательно присмотреться к марке Норис. Эта компания предлагает золотой порошок. С помощью распылителя порошок покрывает все складочки и мелкие части поверхности.
  • Для оформления масштабных работ, покраски куполов храма лучше приобрести сусальную позолоту Раритетъ. Она устойчива к погодным изменениям, разным повреждениям. Материал невероятно надежный и прочный, а использовать его легко. К тому же, марка предлагает акции и выгодные условия для заказчика, который приобретает продукцию оптом или в большом количестве.
  • Сусалка Русского стандарта отличается особой популярностью и востребованностью. Марка предоставляет огромный выбор материала. Вы сможете заказать не только позолоту, но и серебро, палладий. Сусалка будет отличным вариантом поталя. Ей можно окрашивать рамки икон, которые сделаны из дерева, или оформлять картины. При покупке метра материала или рулона, компания обязательно предоставит скидку.

Отзывы

Михаил, 42 года

Недавно нашел на барахолке старинный комод, решил украсить его и поставить в комнате. Пытался купить сусальное золото в Москве дешево, но пришлось рыться в интернете и заказывать его с Санкт-Петербурга. Доставка вышла приличной. А 60 шт. листов не хватило. Да и работать новичку с таким материалом сложно, но получилось неплохо.

Арина, 24 года

Люблю украшать интерьер, часто хожу в специализированные магазинчики. В Москве на Арбате нашла сусальное покрытие-порошок. Расход материала экономный. Если соотнести количество порошка и его стоимость, то выходит недорого для нескольких деталей на мебели.

Лариса, 26 лет

Решила заняться оформлением мебели, для начала экспериментировала дома. Чтобы не портить дорогой материал, узнала, сколько он стоит в интернете, и заказала золочение на сайте. Пришло по почте. Однако дешевый материал не самый лучший, быстро портится.

Олеся, 35 лет

Недавно увидела, как знакомая декорирует статуэтки золотом, и захотелось тоже попробовать. В продаже в основном идут книжки материала, а одну штуку или лист купить тяжелее. На распродаже можно найти экземпляры золочения, которое будет стоить дешево. Советую новичкам тренироваться только на дешевых материалах.

Источник: https://sovets.net/11955-susalnoe-zoloto.html

Любой путешествующий по России человек всегда удивлялся, во-первых, огромному количеству сохранившихся старинных храмов, во-вторых, неземной красоте куполов, сверкающих золотыми красками. Все дело в покрытии церковных маковок сусальным золотом, которое сохраняет свои качества продолжительное время.

Сейчас наряду с сусальным золотом используется поталь – между этими двумя декоративными отделками существует определенное внешнее сходство и в то же время есть кардинальные отличия.

Технология производства

Сусаль изготавливается из чистого золота, которое раскатывается до чрезвычайно тонких листов. Затем пластины в декоративных целях наносятся на купола, статуи. Этот химический элемент относится к мягким металлам, хорошо поддающимся ковке.

Именно эти его свойства используются для создания сверхтонких пластин. Сначала из золота готовят бруски, затем каждый из них раскатывают в полосу длиной до 30 метров. На следующем этапе каждая полоса нарезается квадратами, их укладывают один на один, перестилая специальной бумагой.

Образуются стопки, каждая из которых содержит 100-300 листов золота.

Далее стопка помещается под специальный молот, который плющит золотые квадраты в лепешки.

Процесс удара молотом повторяется около 2000 раз, в результате чего толщина каждой из лепешек уменьшается до нескольких микрон.

Вновь повторяется процесс вырезания, теперь уже из лепешек, квадратов, которые вкладываются в специальную книжку. В ней может содержаться от 10 до 300 листов сусального золота.

Всего при производстве этой декоративной шикарной отделки проводится до 30 различных операций. Самая важная из них – расплющивание, к тому же она и самая трудоемкая.

Необходима четкая регулировка силы удара молота, установление определенной последовательности и направления ударов.

Правильная технология позволит получить равномерное расплющивание, листы сусального золота будут одинаковой толщины, без выбитых участков или, наоборот, утолщений. В конечном счете, качество листов скажется на времени сохранности покрытия.

Раньше и сейчас

Технология изготовления сусального золота насчитывает более 1700 лет. Первыми в этом деле, как и во многих других технологиях, были китайцы. Сейчас же такое производство налажено во многих странах мира.

За столетия технологии, естественно, изменились, в первую очередь это касается расплющивания. Сначала использовался только ручной труд – специальный молотобоец наносил удары по стопке.

Были в этом деле и признанные мастера, хотя ни один специалист в мире не обеспечит идеального расплющивания.

На смену человеку пришли автоматические молоты, которые, во-первых, облегчили его труд, во-вторых, процесс расплющивания проходил равномерно, как следствие, меньше брака было на выходе. Сила молотобойца была уже не нужна – удары наносил молот, но стопку должен был двигать все равно человек.

Современные технологии позволили человеку практически устраниться от участия в таком тонком процессе. Молот автоматически наносит удары, робот, для которого разработана специальная программа, передвигает стопку золота.

При этом тщательно соблюдается технологический процесс, идет постоянный контроль качества.

Имитация золота

Понятно, что использование сусального золота во многих случаях является слишком дорогим удовольствием.

Во-первых, само по себе золото – довольно-таки дорогой металл, во-вторых, запасы его не бесконечны, в-третьих, технологии производства сложны.

Поэтому издавна люди искали способы получения красивой декоративной отделки, подобной золоту, но гораздо ниже по стоимости. Изобретение потали, имитирующего сусальное золото, не было случайным, к нему люди шли целенаправленно!

В настоящее время существует несколько технологий производства потали. Согласно одной из них, вместо золота используют другие металлы, например алюминий, более распространенные, дешевые и ковкие, а также сплавы металлов.

Самый распространенный вариант – сплав меди и цинка. После того как сплавы будут нанесены на изделие, их покрывают лаком желтого цвета, чтобы имитировать тон настоящего золота.

Вторая технология потали предполагает использование химических соединений, которые добавляются в краски, имитирующие позолоту.

Отличия сусального золота и потали

Учитывая все вышесказанное, можно отметить следующие моменты. Во-первых, поталь является имитацией сусального золота, используется наряду с настоящим драгоценным металлом для отделки различных покрытий, в том числе статуэток, багетов, рамок, карнизов.

Поталь на порядок дешевле золотых листов, что позволяет создавать шикарные интерьеры по вполне приемлемым ценам.

Тем не менее, этот материал менее долговечен в сравнении с золотом, поэтому, во-первых, применяется только в интерьерах зданий, во-вторых, требует покрытия лаком для увеличения времени использования.

Каждый хозяин при разработке дизайна дома волен сам принимать решение, поталь или настоящее сусальное золото использовать в отделке!

Художественная бумага – это материал с волокнами и минеральными компонентами. Он создается ненатурально, но способен впитывать влагу и краски.

Бумага, которая предназначена для рисования, пропитана керосином или маслом, поэтому при намокании практически не изменяет свой внешний вид.

Характеристики и свойства листов зависят от состава, типа обработки, отделки и других аспектов, которые положены в основу производства.

Подробнее…

Создание интересных визуальных решений принадлежит творческим натурам, а их реализацией занимаются технологи. Не каждую идею и творческое начинание можно воплотить в жизни.

Подробнее…

Монохромный интерьер может быть чрезвычайно уютным. Современные виды и способы нанесения краски: аэрография, технология создания трехмерных изображений, имитация различных фактур – способны превратить в живописное полотно не только холст, но и всю квартиру. Отдать предпочтение монохромным цветам в интерьере – стильно, красиво, модно, необычно.

Подробнее…

Каждый из нас много раз в своей жизни сталкивался с натюрмортами. Мы видим их каждый день в своем окружении, только не на полотне, а в реальной жизни.

Расставляя осенние листья в вазе или цветы на подоконнике, мы не думаем о том, что следуем законам композиции, перспективы, сочетания цвета.

Постигая красоту интуитивно, мы каждый день создаем натюрморты в своем доме, в антресоли за стеклянными дверцами, на книжной полке.

Подробнее…

Источник: http://magazin-hudoznik-korolyov.ru/stati/susalnoe-zoloto-i-potal-v-chyom-otlichie

Декоративное золочение своими руками

Что такое золотая фольга? Золотая фольга (сусальное золото)

Декоративное золочение своими руками

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку.

Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором.

Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим.

Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой.

Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены.

Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской.

Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид.

И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Золочение краской

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути.

Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути.

Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки.

В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить.

С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

Сусальное золочение

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата.

Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий.

Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь.

Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения.

Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто.

Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты.

Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Золотые и серебряные блестки

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Золочение аэрозольной краской

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера.

Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время.

Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

Ремонт с помощью золотой пасты

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов.

Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность.

Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Ремонт с помощью золотой пасты

 

Источник: https://remstd.ru/archives/dekorativnoe-zolochenie-svoimi-rukami/

Вкусняха
Добавить комментарий